Вход

Регистрация
Главная
 
Сайт Погодаевой  Людмилы Сергеевны
Учителя информатики 
МОУ ИРМО "ГРАНОВСКАЯ СОШ"
 
Меню сайта
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Происходящие изменения в современном обществе, в общественной жизни в какой-то степени подразумевают развитие и применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную работу с учащимися. На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах.

Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Одна из таких форм – исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.                     

     Если коротко, то исследовательская деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно.  Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.    

При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Немаловажное значение имеют те отношения между учеником и учителем,  которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи  затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. (А.В. Леонтович )                          При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:     •Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм),

• Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности)

• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить ком-промисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

 • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

 При оценке успешности обучающегося, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс. Желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Он знает «взрослую» жизнь не только по школе, как многие учителя, он иногда вхож в научные круги, он становится «кумиром» ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение.                                                                                                   Все выше сказанное побудило меня применять в педагогической деятельности исследовательский метод обучения. Результаты такой деятельности говорят сами за себя. Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя в различных краевых и всероссийских конкурсах.
 

          
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Использование исследовательского метода обучения в преподавании информатики преследует несколько целей: повышение интереса к предмету информатики; овладение практическими навыками работы с компьютерной техникой, выходящими за рамки школьной программы; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 Как видим, основные цели, и задачи применения исследовательского метода обучения практически совпадают с целями изучения информатики и информационных технологий в основной школе. Поиск информации, анализ и обобщение, выполнение практических экспериментов, и.д., с использованием компьютерной техники, намного повысило интерес учащихся к изучению информатики. Увеличилось число учащихся участвующих в различных конкурсах. У учащегося появилась возможность проявить себя, показать свою значимость. Поэтому в своей педагогической деятельности широко применяю исследовательский метод обучения.

ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Изучение темы: «Табулирование функции и построение графика». На эту тему от-водится 1 час. На уроке изучается технология построения графиков функций построение диаграмм. За один урок невозможно рассмотреть все возможности Microsoft Excel. Поэтому учащимся была предложена исследовательская работа на построение графиков квадратичной функции, решение некоторых практических задач. При выполнении данной работы ученик получает дополнительные сведения о функции и овладевает навыками работы с прикладной программой Microsoft Excel. Определенных требований к оформлению результатов нет. Учащиеся самостоятельно выбирают форму отчета. Как правило, это презентация. Построение графиков Изучение темы: «Пакет создания презентаций». Тема достаточно интересная, учащиеся в 5-6 классах уже знакомятся с прикладной программой Microsoft PowerPoint. В 9 классе расширяют знания, приобретают новые навыки применения Microsoft PowerPoint.     Какими возможностями обладает программа? Как их использовать? Вот на эти вопросы ребята отвечают в ходе самостоятельной работы. Причем, чтобы повысить интерес к работе выбирается проблема не всегда связанная с предметом информатика.

 

Работы учащихся

Исследовательская работа по информатики "Компьютер и здоровье детей"
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz